Сегодня вернулся из Крыма
Если кратко: то ничего не поменялось: только гривны на рубли поменяли. Цены на продукты подросли, но в кафешках ценники похоже просто перевели из гривны в рубли примерно с коэффициентом 3 - 3.5. Вобщем халява. Вино местное вообще копейки стоит: что на розлив (у торгашей на рынке не берите, покупайте только в фирменных магазинах от заводов) от 90 до 150р за литр, что в бутылках (от 120р). Коньяк "Коктебель" 5 звёзд, пол литра - 350 рублей. Сказка! Берите с собой наличку - в магазинах карты не принимают. У меня зарплатный банк открыл сеть банкоматов по всему Крыму, в них всегда была наличка. Так что этой проблемы у меня не было, но это скорее исключение чем правило. Чужую карту местные банкоматы там могут не обслужить. Поинтересуйтесь у своего банка, как у них с этим в Крыму дела.
по переправе:
Сначала хотели возвращаться в пятницу вечером, но посмотрев сайт единой транспортной дирекции поняли что народ ломанулся домой чтобы успеть к понедельнику на работу. Вобщем люди опять стояли до 40 часов. Стали ждать воскресенья-понедельника, в надежде что очередь уменьшится. План вобщем-то сработал: к воскресенью очередь уменьшилась вдвое и наверно надо было ехать, но у нас в воскресенье нарисовалась интересная экскурсия в горы и мы решили остаться до понедельника. А в ночь с воскресенья на понедельник пришла непогода: сильный северный ветер, дожди, и шторм на море. Вобщем паромы стали ходить нерегулярно и не все...
Для желающих отплыть из Крыма организовали, кроме площадки непосредственно в порту, два отстойника. Ещё на подъезде к Керчи стоит машина ДПС, всех тормозит и кто на паром (и без льгот) - всех поворачивают в первый отстойник. Он организован на территории ныне не работающего керченского аэропорта. Когда мы туда приехали (18-го августа вечером) машин в нём было порядка 800, почти под завязку. Хотя в принципе организовать дополнительные места для стояния машин там площадей хватает, так что потенциал есть
. Там мы простояли 10 часов. Туалеты, ларьки, палатки для ночлега, сотрудники МЧС, даже полевая кухня - всё есть.
Из отстойника в аэропорту машины в сопровождении машины ДПС колонной (все включают аварийку и друг за дружкой) через весь город едут к порту. Колонны могут быть разные: я видел от 60 до 150 машин. Мы ехали уже под утро и некоторые светофоры уже работали, поэтому колонна может разбиться на части, так что кто не знает дороги в порт, захватите навигаторы
Подъехав к порту и надеясь что сейчас поедем прямо в него мы поняли что ошибались
Около порта организован ещё один отстойник. Там тоже, по моим прикидкам, помещается порядка 800 машин. И тоже всё есть: торговля, туалеты, души, вода (разве что палаток где поспать можно я не встретил). Всё более менее на уровне. Стояли там дольше... часов 14 наверное. Очень много "льготников" лезет без очереди в порт. Люди периодически митинги организовывали, пытались контролировать машины запускаемые в порт, чтоб без очереди не проезжали. Чуть ли не медосмотры "инвалидам" и "беременным" пытались устраивать... Вобщем не удивительно - считай сутки стоим, тут не у всех психика выдерживает. Дети вокруг в машинах плачут... Мы в своей зафирке детям в багажнике спальные места сделали, так что нашим в этом плане было попроще. В седанах и прочих битком набитых скрабом хэчбэках конечно было намного хуже. Лучше всего если дети познакомятся с другими детьми из соседних машин, тогда у них тут же находится чем заняться на довольно продолжительное время...
Непосредственно в самом порту тоже накопительная площадка машин на 200. Там мы простояли менее 4 часов. Из порта Кавказ мы выехали спустя 28 часов как заехали в первый отстойник. На пароме, как это обычно бывает, встретил знакомого земляка
Он сказал что они на двух машинах без очереди в порт проехали. По 3 тыщи с машины... Кому они давали и как проезжали многочисленные посты ДПС которые, по идее, должны были отслеживать движение машин сугубо в порядке очереди, я уж не стал уточнять, чтобы ни у себя соблазну не было, ни другим случайно не рассказать... Пускай это будет на его совести. Итак нормальные люди чёрт знает сколько из-за таких стоят.
Ну и в качестве итога: на вопрос, стоит ли ехать после всего этого в Крым, я отвечу: Стоит! И именно ехать на своём авто. Либо как вариант (кому по карману) брать там авто на прокат. Пляжно-дискотечный всёвключённый отдых - это не про Крым. За этим в турции-египты можно комфортно съездить. По Крыму надо путешествовать... сколько лет туда ездием, постоянно новые интересные места посещаем, некоторые по нескольку раз. На машине последние три года - на порядок удобнее
Можно конечно с экскурсиями, но это выглядит примерно так: сначала не особо комфортабельный автобус до места экскурсии (часто несколько часов в один конец), там галопом с толпой таких же туристов под щебетание экскурсовода по всем намеченным точкам, и обратно несколько часов на автобусе. Морская экскурсия выглядит так же, только автобус меняем на теплоходик. Намного интереснее самим: с чувством, с толком, с расстановкой. А то что щебечет экскурсовод можно заранее и в интернете прочитать, чтобы потом воочию это всё со знанием дела посмотреть.
PS: кстати, это только прошлые года 3-4 как таможни на рус-укр границе стали более менее нормально работать. И то в сезон часов 5 простоять - это было в порядке вещей (без отстойников, на жаре, в порядке живой очереди). И случались периодически очереди и поболее. А ещё раньше родственники на машине ездили через границу: 12 часов стояния - это "быстро прошли", рекорд - 28. Я один раз с ними ездил - 20 часов стояли чтоб въехать на Украину.
PPS: думаю по итогам этого года извлекут уроки... Сейчас привлечение паромов - это работа по тушению пожара. И то что паромы не сразу вводят - тоже понятно. Паром, это не за спичками в магазин сходить. Надо сначала найти где взять лишний, договориться с хозяевами на приемлемых условиях... всё это не так быстро. Сам порт тоже никак не приспособлен для такого грузопотока... Уже осенью начнут проводить работы по улучшению акватории портов (некоторые паромы из-за ветра в них просто не могут работать). Может ещё дополнительные причалы сделают - уже сейчас паромов больше чем их могут обслуживать одновременно. Ну и думаю ещё найдут более вместительные паромы способные работать в этих портах. Время есть, надеюсь через год всё будет намного лучше и время ожидания снизится до тех же 5 часов ожидания в час пик, как на таможне