Автомобильные радиостанции. Что это такое и с чем их едят.

Модераторы: maxus, garik_spy

Правила форума
В этом разделе запрещено задавать вопросы и писать на отвлеченные темы. Раздел только для конкретной информации!!! Сообщения появляются после одобрения модераторами.
  • Автор
  • Сообщение
Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Автомобильные радиостанции. Что это такое и с чем их едят.

Сообщение garik_spy »

Такие модели, как MJ 300, MJ 600+, MJ 800, Alinko DR-M 03 порогового шумодава лишены в принципе и на ручку SQ выведен все тот же "автомат". В отличие от них, у моделей MJ 3031 M и MJ 600 при наличии "автомата" сохранен пороговый шумодав, выведенный на ручку SQ. Например, при работе в амплитудной модуляции часто эффективнее бывает использовать именно его.
В соотетствии с этим, схемотехника у них отличается, но основные принципы работы идентичны.

Материал подготовили :
Петр Файн,
Михаил Бирюков.

ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Что такое "автоматический шумодав"

Сообщение garik_spy »

Так исторически сложилось, что на аппаратуре связи гражданского диапазона испокон ставили пороговый шумодав. Принцип его работы заключается в том, что когда уровень сигнала на рабочей частоте выше установленного ручкой, динамик начинает звучать. Если ниже - звука не будет. Совершенно не важно, полезный сигнал или шум откроет или не откроет шумодав. Въехал под высоковольтку - и рация зашумела призывно и гадко. Смотришь на S-метр - шумов баллов на 9. Затянул шумодав, чтоб не орало, выехал из-под высоковольтки - и никто тебя не беспокоит, потому что перетянутый пороговый шумодав открыть можно будет только сигналом сильнее, чем та высоковольтка в антенне наводила. Можно отъехать от высоковольтки туда, где шумов нет почти совсем, и, если в этот момент открыть пороговый шумодав, уверенно общаться с корреспондентом, который проходит на 1-2 балла. Но для этого нужно снова крутить ручку. При езде по городу с обилием троллейбусов, высоковольток и прочей радиочастотной дряни ручку нужно либо крутить все время, либо надеяться на то, что кому надо - доорутся.
Однако в профессиональной связи применялся совсем другой принцип шумоподавления. Если открыть шумодав в отсутствии полезного сигнала, мы услышим сильный шум с обилием высокочастотных составляющих. Однако если полезный сигнал появится, то высокочастотные составляющие пропадут. Как правило, частотный диапазон речевого сообщения ограничен сверху 3-4 кГц. То есть, для того, чтобы разобраться, когда настало время открывать шумодав, достаточно лишь контролировать появление-отсутствие в звуковом сигнале высоких частот, и если их будет меньше определенного порога, шумодав надо открыть. Если же все-таки больше - то закрыть обратно. Поведение радиостанции с таким шумодавом при езде по городу можно описать следующим образом: представьте себе, что Вы прикупили в магазине хорошо дрессированного чертика, посадили его на занюханный Alan или Maycom, и сей чертик стал постоянно регулировать вам пороговый шумодав. То есть, непрерывно, в течение всего времени работы радиостанции. И всегда поддерживать уровень открывания шумодава в некой оптимальной точке, где отношение "сигнал-шум" имеет определенное значение.
Первые модели сибишек с таким шумодавом появились, где-то, в середине 90-ых. В Maycom'ах эта схема так и не заработала, невзирая на потуги производителя. Впрочем, аппараты все равно хавали из-за обилия кнопочек, пупочек и фуфырышков, поэтому производителю незачем было себя утруждать. Тем не менее, появился еще один аппарат, на этот раз уже с вполне работоспособным шумодавом такого типа. Это был Megajet 3031 М (просьба не путать с 3031 и 3031 D, ибо - фуфло), который и по сей день весьма популярен. И надо сказать, заслуженно. Пожалуй, это единственный аппарат, который начинает работать взятым с прилавка и почти не нуждается в доработках. В нем, помимо порогового шумодава, была также кнопка ASQ, при нажатии на которую пороговый шумодав отключался, и включалась та самая система шумоподавления, которую мы описали. Разве что, то самое отношение "сигнал-шум" было фиксированно задано на заводе и пользователем никак не менялось. Впоследствии двумя системами шумоподавления оснастили и Megajet 600.
По причине включения данной системы шумоподавления кнопкой, в простонародье ее стали называть автоматическим шумодавом. Давайте остановимся на этом не очень корректном термине и мы, во избежание путаницы. Где-то году в 2001-2002-ом на рынке появилась еще одна станция - Alinko DR-M03. Аппарат был сделан по УКВ стандарту, включая и шумодав. Но вместо кнопки здесь уже была ручка. В отличие от описанных моделей, в DR-M03 пользователь сам выбирал отношение "сигнал-шум" положением этой ручки вплоть до полного открытия шумодава. Однако порогового шумодава в данной модели не было совсем, и пользователи обратили внимание на некоторое неудобство: при наличии слабого, на 1-2 балла или на уровне шумов, сигнала на рабочей частоте, - например, чьей-то несущей или чьих-то ненужных переговоров, - закрыть шумодав было невозможно, даже затянув ручку до упора. Впрочем, эту неприятность не сочли существенной. Впоследствии появились модели Megajet 300 - с автоматом, выведенным на ручку, и Megajet 600+ - с автоматом, выведенным и на ручку, и, для полноты ощущений, на кнопку (затейники эти производители, им бы здравого смыслу - цены бы их поделкам не было!). Обе эти модели, как и Alinko, порогового шумодава не имеют.
И, пожалуй, последнее, что хотелось бы донести до сведения пользователей:
1. На практике, до ручки, управляющей автоматом, приходится тянуться раз в 50-100 реже, чем до ручки порогового шумодава.
2. Затянутый по ошибке до упора ручки, автомат сократит дальность приема Вашей радиостанции процентов на 20 и даст знать о вашей ошибке тем, что корреспонденты, которых Вы слышите, начнут "икать". Пороговый же шумодав в этом случае сократит вашу дальность по приему раз в 50, а узнаете Вы о своей ошибке только после того, как Вам об этом сообщат по телефону.
3. Слабый сигнал, который автомат расценит как полезный, ручкой регулировки затяжки автомата Вы задавить не сможете.

Материал подготовили :
Петр Файн,
Михаил Бирюков.

ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

MegaJet MJ-3031М, не требует доработки.

Сообщение garik_spy »

MegaJet MJ-3031М - модель радиостанции, существующая на рынке уже более 10-ти лет и, тем не менее, не устаревшая морально. Этот аппарат был первым из семейства си-би радиостанций, оснащенных "автоматическим" шумодавом. Радиостанция, выйдя на рынок, произвела фурор среди пользователей благодаря еще и таким достоинствам, как удобная система управления, оптимальный набор функций, хорошая статистика отказов, приятный дизайн и т.д. Пожалуй, на сегодня это единственная радиостанция гражданского диапазона, которая будучи извлеченной из фирменной упаковки и поставленная на машину, может без вмешательства в нее с паяльником, сразу корректно работать.
Если Вы не хотите браться за паяльник при установке радиостанции гражданского диапазона в машину или на базу - как мастер, я, пожалуй, могу рекомендовать единственную модель, обычно не требующую обязательных доработок - это MegaJet MJ-3031M.

Настоятельно не советую путать MJ-3031M с такими моделями, как MJ-3031 и MJ-3031D. Невзирая на некоторую внешнюю схожесть этих аппаратов, и вопреки уверениям продавцов с бегающими глазками, это совершенно разные радиостанции.

При всех достоинствах MJ-3031M, радиостанция лишена энергонезависимой памяти, и, будучи снятой с машины, в течение 5-10 секунд после отключения питания забывает не только все настройки и каналы памяти, но и то, что она шестисеточная. При последующем включении питания, радиостанция "просыпается" сорокаканальной, и чтобы открыть ее в многосеточный режим, необходимо включить питание ручкой громкости, одновременно держа нажатыми кнопки CH9 и DW.

Наверное, на этой радостной ноте можно было бы и закончить данный обзор, но события, происходившие последние годы вокруг данной модели радиостанции, заставляют насторожиться. Если Вы решили купить именно этот аппарат, рекомендую остерегаться китайских подделок. Как это ни удивительно, пираты добрались уже и до радиостанций гражданского диапазона. Вот что на эту тему уже было написано ранее:

Цитата:
Как-то в восемь часов утра по московскому времени мной был вскрыт приобретенный заказчиком на Царицынском радио-рынке MJ-3031M. Увиденное внутри потрясло меня настолько, что я даже проснулся. Внешне аппарат ничем не отличался от своих старых и добрых собратьев, но внутри... Другой процессор, другая плата, другая элементная база и схема. Поставленный на машину, аппарат проявил себя устрашающе: абсолютная неработоспособность автоматического шумодава, безобразный приемник. В процессе проверки у меня создалась иллюзия, что я слушаю эфир с изрядно раздолбанного Dragon 407. Данными изменениями я шокирован, и всех, кто прочтет это сообщение, прошу помнить, что все, до этого сказанное о MJ-3031М, относилось исключительно к родным версиям. Очевидно, радиостанцию начали подделывать в надежде, что эти модели будут покупать лишь потому, что много лет данные аппараты очень неплохо себя проявляли.


Бобр писал(а):
Поговорил на эту тему с несколькими людьми на Митинском базаре. Никто из них о таком "чуде" пока не слышал и не видел. Один из них общался со штатным ремонтником из РКК (контора, которая владеет маркой MegaJet и которая их таскает в Россию). По его словам, если бы это изменение схемотехники 3031 М было официальным - они об этом узнали бы первыми, но пока никакой информации нет.
Остается одна версия. Как это ни невероятно - подделка. Наглая и бесцеремонная. Недавно по Москве ходили неизвестного происхождения ALAN-100+ с неузнаваемо измененной схемой. Видимо, теперь контрафактщики, пользуясь дефицитом станций, умудрились "сделать" и 3031 M. Если это "чудо" попадется к нам еще хотя бы раз - будем искать явные отличия от оригинала и информировать о них, дабы иметь возможность распознать подделку. Скоро в Москву должна прийти официальная поставка MegaJet`ов. Посмотрим, что привезут.
Пока, по предварительным данным, особенность подделки в том, что она забывает все настройки даже после кратковременного отключения питания. Если Вам предложат купить MegaJet 3031 M с такой "особенностью" - лучше от покупки воздержитесь.


Цитата:
Бобр, через несколько секунд память пропадает и у честного MJ-3031M (имеется в виду проскочившая на рынок бракованная партия данных аппаратов; у нормальных - память в принципе не пропадает при выключении ручкой). На подделке память пропадала, если его отключали и включали ручкой, фактически сразу же, - то есть, менее, чем за полсекунды. Вобщем, могу предположить с уверенностью, что если у аппарата при выключении ручкой память не пропадает - он не "паленый".


На сегодняшний день, определить, не вскрывая аппарат, какой перед Вами MJ 3031 M, - китайский или честный, - можно единственным способом: подключите к радиостанции питание, включите ее и настройтесь на любой канал, отличный от 9-ого. Затем выключите аппарат ручкой и сразу же его включите (в выключенном состоянии аппарат должен пробыть не более секунды). Если аппарат "очнулся" в 9-ом канале - перед Вами китайская подделка, которая никогда полноценно работать не будет. Если же аппарат не забыл, в каком именно канале Вы его оставили - перед Вами честный MJ 3031 M.

ВНИМАНИЕ! ПО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ НАШИ УЗКОГЛАЗЫЕ ДРУЗЬЯ НЕМНОГО ИЗМЕНИЛИ СХЕМУ ПОДДЕЛКИ, И ТЕПЕРЬ ОНА ДЕРЖИТ ПАМЯТЬ. ДАННАЯ МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОВЕРНОЙ, И УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ВЫ ПОКУПАЕТЕ НЕ "ПАЛЕНЫЙ" АППАРАТ, МОЖНО ТОЛЬКО ВСКРЫВ ЕГО. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!!

Однако, если Вы уже купили радиостанцию и хотите точно знать, что за кот у Вас в мешке, то, чтобы не ограничиваться шаманскими священнодействиями вокруг ручки питания, привожу здесь фотографии кишечника честного MJ 3031 M:

Изображение

Изображение

Изображение

-----------------------------------------------------
и кишечника его китайского паленого брата

Изображение

Изображение

Изображение

Думаю, найти десять отличий будет нетрудно...

Что касается проскочившей с мелким брачком партии "честных" MJ 3031 M, проблема заключается в том, что аппараты "забывают" настройки при выключении ручкой громкости секунд через 5-10. Проблема элементарно устранима, если обратиться к методике, разосланной фирмой РКК. Сам я воспользовался ей не один десяток раз, и считаю, что сверившись с картинкой, приведенной ниже, эту доработку без труда может произвести школьник младших классов:

Изображение

Изображение

Следует убрать перемычку, ближайшую к кончику стрелки, то есть ту, которая соединяет точки пайки резисторов. Перемычку, которая просто проходит под резисторами чуть дальше от кончика стрелки, трогать нельзя.

Данная доработка была замечена в партиях 2007-го года. На сегодняшний день этот недостаток устранен. Если по какой либо причине, вам попадется «залежавшаяся» станция, воспользуйтесь руководством.

Материал подготовили :
Петр Файн,
Михаил Бирюков.

ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

MegaJet MJ-300, самая маломощная и дешовая станция.

Сообщение garik_spy »

Megajet 300 - аппарат воистину уникальный по таким критериям, как надежность/статистика отказов и соотношение цена/качество. Упрощенная производителем до предела, радиостанция, тем не менее, сохранила достоинства старших по классу братьев (MJ 600, MJ 600+, MJ 800): великолепный приемник, автомат шумодава, надежную тангенту. Аппарат не ломается потому, что ломаться в нем попросту нечему. За три года работы в руках таксистов, сотни этих аппаратов доказали, что являются исключением из непреодолимого правила, согласно которому "канарейка за копейку не только не ест, но и не поет, и через некоторое время начинает дурно пахнуть". Близкая по цене радиостанция Alan 100+ в сравнении с ними напоминает медный таз в комплекте с каменным топором. Из недостатков же MJ 300 стоит отметить следующие:
1. Отсутствие энергонезависимой памяти, что делает необходимым перезапуск аппарата после каждого отключения питания, для того, чтобы раскрыть. Аппарат раскрывается удержанием нажатыми кнопок AM/FM и Scan в момент включения питания ручкой громкости и где-то секунду после него.
2. В аппарате всего три сетки (C,D,E Alan'a/Megajet'a, сетка С индицируется буквой L, сетка D - без индикации, сетка Е индицируется буквой Н). Переключение сеток раскрытого аппарата производится нажатием кнопки СН9.
3. Отсутствие возможности переключения каналов с тангенты.
4. Отсутствие S-метра.
5. В отличие от старших братьев, MJ 300 имеет выходную мощность около 7 Ватт (старшие братья - 10 Ватт, что является оптимальным для раскачки таких усилителей, как KL 300, KL 500 и т.п. ) Впрочем, это не существенно...
6. Аппарат "с завода" имеет несуразно х--ю и х--ю модуляцию. Однако, данный недостаток легко поправим. На приведенных ниже фотографиях (Фото 1, 2, 3) Вы можете видеть печатную плату аппарата до переделки (красными кружками обведены места, куда необходимо влезть):

Фото 1

Изображение

Фото 2

Изображение

Фото 3

Изображение

Сделать нужно следующее:

Фото 4

Изображение

Фото 5

Изображение

Фото 6

Изображение

По стрелке 1 на Фото 4, 5 надо удалить конденсатор, стоящий между прямым и инвертирующим входами операционного усилителя.
По стрелке 2 (Фото 4, 6) - удалить конденсатор, шунтирующий выход микрофонного усилителя на массу, и резистор с маркировкой "272" (2,7 кОм), стоящий последовательно выходу микрофонного усилителя перед этим конденсатором (они образуют RC-фильтр нижних частот, дополнительно портящий модуляцию). Вместо резистора поставить перемычку.
По стрелке 3 (Фото 4, 6) подстроечный резистор девиации выкрутить до максимума. В последних партиях MJ 300 эти резисторы беспрепятственно крутятся на полный оборот, так как не имеют фиксаторов в крайних положениях. Это несколько усложняет задачу: Вы не знаете, какое положение подстроечника является максимальным по громкости. Здесь придется поморочиться. Необходимо рядом с настраиваемой радиостанцией иметь еще одну, включенную в тот же канал. Включите настраиваемую радиостанцию и поворачивайте подстроечный резистор. Громкость модуляции при повороте в нужную сторону будет нарастать, а потом резко пропадет полностью. В этот момент необходимо повернуть подстроечник в другую сторону, но совсем чуть-чуть, до возвращения модуляции. Это положение и есть уровень максимальной ее громкости.
Если Вы собираетесь редко работать в АМ, или готовы мириться с тем, что при отпускании тангенты в АМ Ваша радиостанция начнет издавать короткий писк (проявляется не всегда), то в целях увеличения ресурса и надежности тангенты в разы, ее стоит доработать. Вот вид тангенты до доработки:

Фото 7

Изображение

Цепь микрофона в тангенте коммутируется, замыкается, только на передачу. Учитывая, что эта цепь очень слаботочная и чувствительна к любому дребезгу контактов, всякая незначительная грязь в переключателе Прием/Передача, на его контактной группе, сделает работу с Вами в эфире омерзительно некомфортной. При этом Вы будете воспринимать все как прежде и даже не поймете, почему люди Вас все время переспрашивают. Проще всего эту контактную группу закоротить. На Фото 8 показано, как это сделать:

Фото 8

Изображение

Вот, собственно говоря, и все доработки - удалить два конденсатора и один резистор, поставить две перемычки, покрутить один подстроечный резистор.
По поводу модуляции - нужно также немного повысить чувствительность микрофонного тракта. Это можно сделать двумя способами.
1. Согласно Фото 5, резистор с обозначением 334, обведенный кружочком, заменить на 470...680 кОм (474, 514, 564, 624, 684).
Или (не И!!!!):
2. В 2...3 см от микросхемы 4558, представленной на Фото 5, около самой морды стоят 3 резистора в ряд (на Фото 4 - ниже и чуть правее красного кружка №1). Тот из них, на котором написано 103 (на Фото 4 - левый), заменить на 2,7...6,8 кОм (272, 302, 392, 472, 512, 562, 622, 682). Я ставил тот, который "272" сносится около подстроечника девиации.
Подстроечный резистор девиации при такой доработке трогать не надо (или же можно повернуть его против часовой стрелки не больше, чем на 1/10 оборота).
Модуляция при такой доработке получается более "плотная" и не "вылетает", если громко орать в микрофон.

Еще я заметил, что на 100% аппаратов гайка разъема тангенты не дотянута минимум на целый оборот:shock: Эту гайку лучше докрутить, после чего обязательно пропаять все угловые контакты между основной платой и платой морды. Также неплохо подтянуть гайку антенного разъема.

Итого: два конденсатора снести, один резистор снести (или переставить), один заменить, запаять одну перемычку на плате и одну в тангенте. Докрутить 2 гайки (одну спереди и одну сзади) и пропаять угловые контакты ("гребенку").
По MegaJet MJ-300 Turbo - там по модуляции достаточно удалить конденсатор около микросхемы 4558 (фото 2), и конденсатор и резистор заменить на перемычку (фото 3). Ну и в тангенте перемычку поставить. Подстроечник девиации трогать не нужно!

Материал подготовили :
Петр Файн,
Михаил Бирюков.

ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

MegaJet MJ-600(+,Turbo), рекомендуемые но требующие доработк

Сообщение garik_spy »

MegaJet 600 – первый и, пожалуй, самый удачный аппарат из нового модельного ряда MegaJet`ов, который появился на рынке. Существует 3 модификации этих аппаратов. Они обладают разной схемотехникой, но практически неотличимы с точки зрения пользователя.
Самая первая – с большим литым радиатором сзади; в ней применен синтезатор частоты на микросхеме MC145170, а выходной каскад собран на транзисторе 2SC1969. Года 2-3 назад пошла вторая модификация: плоская задняя стенка, синтезатор LC7152N, выходной транзистор 2SC2078. Третья модификация вышла буквально месяц назад; от второй она отличается топологией печатной платы, схемой выходного фильтра передатчика и наличием дополнительного фильтра первой промежуточной частоты в приемнике. По состоянию на сентябрь 2008 года, - на рынке присутствуют обе последние модификации. Отличить их можно по внешнему виду. У второй версии на задней стенке 6 винтов (4 по углам и еще два), а у третьей - только 5, а вместо шестого - пустое отверстие.
Также существует модель MegaJet MJ-600 Turbo. У нее тоже сзади литой ребристый радиатор (как у MJ-600 первых выпусков), а на передней панели надпись Turbo. Отличается от простого MJ-600 измененной схемой передатчика, благодаря чему выходная мощность его увеличена до 15-18 ватт.
«Врожденных» недостатков у MJ-600 Turbo и MJ 600 2-й и 3-й модификации два: глухая неразборчивая модуляция и некорректная работа автоматического шумоподавителя.
1. Отключите от аппарата шнур питания и антенну.
2. Отвинтив 8 винтов с боков аппарата, снимите верхнюю и нижнюю крышки и отсоедините разъем динамика. При снятии нижней крышки будьте осторожны, резкое движение – и провода от динамика отрываются вместе с клеммами, после чего Вы идете искать новый динамик.
3. Доработка модуляции. Общие принципы доработки модуляции я уже описывал в теме “Доработка MegaJet 600+”. Для доработки нужно удалить 4 SMD-конденсатора (они серого или светло-коричневого цвета без маркировки на корпусе), а еще один отпаять и припаять параллельно резистору. Расположение этих элементов на плате показано на Рисунке. Если из-за маленьких размеров припаять удаленный конденсатор параллельно резистору не получается, можно припаять обычный конденсатор емкостью 0,022...0,068 мкФ. Регулировки девиации после доработки, как правило, не требуется.

Изображение

4. Доработка автоматического шумоподавителя. На MJ-600 Turbo и MJ 600 2-й и 3-й модификаций встречается дефект, при котором шумодав в режиме AQ открывается при отсутствии полезного сигнала или совсем не закрывается. Для устранения этого недостатка найдите рядом с микросхемой «3361» (планарная, 16 выводов, буквы могут быть любые) резистор с маркировкой «332» и замените его на резистор номиналом 4,7...6,8 кОм («472», «562», «682»). Расположение этого резистора показано на Рисунке.
5. Перед сборкой аппарата затяните до упора гайку на разъеме тангенты и на антенном разъеме, после чего ОБЯЗАТЕЛЬНО пропаяйте все угловые контакты, соединяющие основную плату с платой процессора, внимательно следя за тем, чтобы между ними не образовались перемычки из припоя. Если есть сомнения – лучше проверьте тестером отсутствие короткого замыкания между соседними контактами. Короткое замыкание может привести к необратимому повреждению процессора управления, а они, насколько мне известно, отдельно не поставляются.
6. Соберите аппарат, не забыв при этом подсоединить на место динамик.

Материал подготовили :
Петр Файн,
Михаил Бирюков.

ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Сравнение моделей MJ-3031М и MJ-3031D.

Сообщение garik_spy »

Немножко почистил, просьба не обижаться.
weds писал(а):garik_spy просвяти пожалуйста чем MegaJet MJ-3031М отличается от MegaJet MJ-3031D. Затеял тоже установить радиостанцию. Выбор пал на эти модели. Заранее благодарен.
weds, постараюсь объяснить в 2-х словах, хотя это вряд-ли получится.
Не вдаваясь в конструктив, опишу явные отличия для обычного пользователя в таком плане:
1) название функции
а) для 3031М
б) для 3031D
(мой личный коментарий)

1) Автоматический шумоподавитель
а) присутствует, работает исправно
б) отсутствует !!!
(в режиме работы модуляции -FM, очень удобный)

2) Пороговый шумоподавитель
а) присутствует, работает независимо от "автомата"
б) присутствует, работает.
(удобен для общения с близкими корреспондентами, что-бы дальние/слабослышимые не мешали разговору. Типичное поведение 15 канал дальнобоев)

3) Селективный Вызов Канала
а) отсутствует
б) присутствует
(необходимости в этой функции не слышал ни от кого. Разве что для таксистской базы, вызывать своих при условии, что автомобили оснащены этой функцией).

4) DTMF - “Двухтональная Модуляция Несущей”
а) отсутствует
б) присутствует
(необходима для открытия радиолюбительских репитеров, находящихся вне СВ диаппазона. Так-же для селективного вызова "своих". )

5) дополнительные кнопки управления на тангенте
а) присутствуют
б) отсутствуют
(очень удобно в дороге по Москве, уходить для общения с кем-либо на несколько каналов вверх/вниз. Не приходится отвлекаться на мониторчик станции.)

Пункты 3 и 4 на большинстве радиостанций отсутствуют как класс. Все таки, наличие "автомата" очень удобная и востребованная функция.

Напомню еще раз, покупая 3031М (!!!) попроси продавцов открыть корпус и сравни визуально внутренности. Если продавец отказывается открыть корпус, не стоит с ним связываться. Китайские подделки кое-как работают (сталкивался лично !!! ), но вернуть или обменять уже не получится.
weds писал(а):после прочтения последнего поста остановился на MegaJet MJ-3031М-железно. Спасибо за грамотный комментарий.

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Доработка радиостанции Yosan Stealth 5

Сообщение garik_spy »

Порядок доработки радиостанции Yosan Stealth 5

Внимание, данная методика актуальна для радиостанций, серийный номер которых начинается с 0811ххххх. Радиостанции с серийным номером 0909ххххх, несколько отличаются по схемотехнике и дорабатываются несколько иначе.

1. Отключите станцию от источника питания, отвинтите 8 винтов по бокам станции и аккуратно снимите крышки. Не делайте резких движений, иначе можете повредить динамик.
2. Отпаяйте провода от динамика. Конечно, там есть разъем, но во-первых он очень неудачно расположен, а во-вторых, провода к динамику часто припаяны плохо, и лучше их отпаять и при сборке припаять по-человечески.
3. Подтяните до упора гайки разъема тангенты и антенного разъема, а также винты на разъеме микрофона.
4. Пропаяйте все угловые пайки на стыках основной платы с платой дисплея и платами регуляторов. Также на всякий случай пропаяйте места пайки регуляторов громкости и шумодава к платам. При этом не допускайте образования перемычек между соседними контактами. Если есть сомнения – лучше убедиться в отсутствие замыкания, прозвонив тестером. Незамеченная «лишняя» перемычка может привести к выходу из строя процессора управления радиостанции, и не факт, что Вы сможете найти новый процессор.

Изображение

5. 5. Доработка модуляции: cогласно Рисунку 1 отпаяйте 5 конденсаторов, помеченных на рисунке красными крестиками, два танталовых конденсатора, помеченных «474», и резистор, помеченный красным крестиком и цифрами «333». На место резистора «333» припаяйте резистор типоразмера 0603 номиналом 4,7-10 кОм, или перепаяйте туда 10 кОм из другого места, как показано на Рисунке 1. Конденсатор, помеченный красной стрелкой, перепаяйте согласно рисунку. На место конденсаторов «474» впаяйте керамические SMD конденсаторы типоразмера 1206 емкостью 0.1 мкФ. Маленький керамический конденсатор, помеченный на рисунке розовой стрелкой, желательно заменить на другой, емкостью 22-47 пикофарад, но в принципе делать это не обязательно. Совсем его удалять, как это советуют в других методиках переделки, нельзя, это приводит к самовозбуждению операционного усилителя и искажению модуляции.

Фото 1
Изображение

6. Устранение «микрофонного эффекта» на приеме в FM. Согласно Фото 1 удалите SMD конденсатор 0,1 мкФ, а между точкой “VCO_ADJ” и корпусом контура ГУН припаяйте пленочный конденсатор емкостью 0.068-0,1 мкФ.
7. Коррекция работы автошумодава. Подключите питание к радиостанции, оставив пустым антенный разъем. Подключите вольтметр между корпусом станции и точкой, обозначенной на Рисунке 2 красной стрелкой. Переключая сетки, убедитесь, что во всех сетках напряжение не падает ниже 1,05 вольта. Если в некоторых сетках это напряжение окажется ниже 1,00 вольта, следует увеличить резистор, обведенный на Рисунке 2 красным («шумодав»), на другой, большего номинала. По схеме он имеет номинал 4.7 кОм, в тех станциях, что мне попадались, стоит 6.2 кОм, при необходимости его заменяйте на 6.8, 7.5 и даже 8.2 кОм. После замены еще раз проконтролируйте напряжение во всех сетках.
8. Устранение самовозбуждения на передачу в АМ – тангента. Разберите тангенту, извлеките микрофон. К минусовому выводу микрофона припаяйте кусок оголенного гибкого провода длиной 1-1,5 см, после чего вставьте микрофон на место, зажав провод боковой стенкой микрофона, тем самым обеспечив надежный контакт корпуса микрофона с минусовым выводом. После этого параллельно выводам микрофона (непосредственно на микрофон или на плату) припаяйте керамический или пленочный конденсатор емкостью 470-2200 пикофарад, например удаленный с основной платы, тот, который помечен надписью «1000 pF» Соберите тангенту. При сборке обратите внимание, что круглая металлическая вкладка должна стоять срезом кверху, иначе она может лечь на плату, и при включении станции будут спецэффекты
9. Устранение самовозбуждения на передачу в АМ – основная плата. Параллельно SMD резистору с маркировкой «153» (Рисунок 1) припаяйте SMD конденсатор емкостью 0.01-0,1 мкФ. Можно использовать любой из удаленных конденсаторов, помеченных красным крестиком, кроме «1000 pF»
10.Устранение искаженной модуляции в АМ. Если модуляция в АМ прерывистая, «булькающая», то необходимо заменить конденсатор 100 мкФ (Рисунок 1) на другой, номиналом 330 мкФ, или, не выпаивая 100 мкФ, припаять параллельно ему с другой стороны платы 220 мкФ.
11.(Необязательная доработка). Устранение «бубнения» на прием в АМ и FM. Согласно Рисунку 2 удалите конденсаторы, обведенные красным и обозначенные надписями АМ и FM соответственно.
12.Перед сборкой станции можно подстроить первые 3 контура приемника по максимальной чувствительности в той сетке, где Вы чаще всего планируете работать, но в принципе делать это не обязательно.
13.Припаяйте провода к динамику, закройте крышки и завинтите боковые винты.


Материал подготовили:
Перт Файн
Михаил Бирюков
Ссылка на оригинальную статью

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: Автомобильные радиостанции. Что это такое и с чем их едят.

Сообщение garik_spy »

Личные ощущения и впечатления о пользовании радиостанцией Yosan Stealth 5. Иногда в сравнении в MegaJet MJ-3031M.
Исходные данные: Автомобиль Opel Zafira B, антенна Lemm 2001 TURBO (установленная вместо штатной магнитольной антенны).
Сподвигло меня на приобретение Yosan Stealth 5, желание и необходимость слышать дальнобойщиков работающих в "0"-ях. Самостоятельно "врезать 0-ли" у меня нет возможности, да и надо как-то развиваться в плане познаний. Изначально, Yosan Stealth 5 был установлен на автомобиль Санчеса, естественно доработан в плане модуляции. Но спрашивать у человека качество и разборчивость речи, который до этого ни разу не пользовался радисвязью, было неправильно. В итоге, я обменял свой комплект (рация и прошлая антенна) на Yosan Stealth 5. В тот-же вечер все было "доведено до ума" и установленно на авто.
Первое, что заставило расстроиться, родной порог срабатывания автоматического шумодава. Даже оператора спасения принимал "рывками". На следующий вечер, при помощи паяльника, все устанилось и вошло в норму. Стал корректно отрабатывать даже на "дальних" корреспондетнов.
По модуляции: 2-е товарищей, с которыми каждый день езжу по одной и той-же дороге, отметили, что "голос стал старше". Микрофон и станция выдает чуть больше "низов". Голос стал приятнее, по сравнению с мегаджетом. Это никак не критика мегаджета, это просто факт. Жаль, что сам ниразу не слышал свой голос ни через одну из станций. Приходится довериться своим товарищам.
Чуствительность, по моему субъективному ощущению немного меньше чем у мегаджета. По крайней мере, присутствие эфирных шумов на фоне дальних собеседников кажется больше. Скорее всего придираюсь, солнце в активной фазе и "проходы" ощущаются каждый вечер. Хотя, на мегаджете, после установки 2001 Турбы, неоднократно эти "проходы" слышал, на стэлсе еще ни разу. Возможно их режет шумодав. Наконец-то в эту субботу, получилось пообщаться в 15АМ при езде по МКАД. Мегаджет со своим "автоматом", не справлялся и был постоянно открыт. Стэлс наоборот удивил. Когда был сигнал (даже слабый) открывался, при окончании разговора закрывался и молчал. Качество и разборчивость речи описать не могу, дальнобои товарищи молчаливые на эти распросы, но на мои запросы "обстановочки" отзывались. Значит разборчивость присутствует :)
Немного не понравилось расположение элементов на экране. Сначала написана частота, а потом номер канала в сетке. Из-за присутствующих "дырок" и возможности работы в них, необходимо помнить, что когда тебя зовут "на 2 вверх", приходится по факту уходить на ТРИ !!! Но это дело привычки и особенность данной модели. Далее просто убило, подписи на кнопках. Основные рабочие функции заведенные на кнопки, написаны ПОД кнопкой и никак не подсвечены. То, что подсвечено на кнопке, работает через функциональную кнопку, а она нужна при первоначальной настройке станции и не более, ну еще когда переходишь с "5"-ки на "0"-ли без перевключения станции.
В плане избирательности по модуляции, стэлс опять порадовал. Когда на мегаджете, ты слушаешь кого-то в ЧМ (FM) и кто-то в одном с тобой канале говорит в АМ, слышно обоих, но того которые в АМ немного непонятно. Больше похоже на кваканье и бульканье но понять можно. Стэлс при работе в ЧМ (FM), слышит работающих в АМ как прерывистый шум, очень похожий на шум эфира. Т.е. понять что кто-то работает не в той модуляции невозможно. При переключении его в АМ на прослушивание, разборчивость речи превосходная. Вариант работы в АМ и прослушиванием ЧМ (FM), полная аналогия. Куда это отнести, даже не знаю. Бусть это будет такая "фича".
Провод от тангенты жестковат по сравнению с мегаджетовским. Укладывать его проблематично. Кнопки управления полностью идентичны, с одной только разницей, что у стэлса выполнены стилистично (канал вниз в виде "стрелки вниз", вверх соответственно "стрелкой вверх"). Тангенту не разбирал, поэтому про внутренности не скажу. Скорее всего стоит электретный микрофон, потому как вес тангенты меньше. Размеры одинаковые.

Аватара пользователя
Член клуба ****
Член клуба ****
Сообщения: 1503
Зарегистрирован: Чт янв 17, 2008 11:44
Автомобиль: Zafira B 1.6
Откуда: Москва, СВАО Бибирево
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 20 раз

Re: Автомобильные радиостанции. Что это такое и с чем их едят.

Сообщение garik_spy »

Итак. Выдался мне случай, вживую сравнить работу двух радиостанций Yosan Stealt 5 и Megajet MJ-600 TURBO. Уточню, что обе станции доработаны по указанным технологиям, с одной лишь разницей: Megajet MJ-600 TURBO - дорабатывал Петр Файн (ник - Кабан, участник форума Ci-Bi.ru), Yosan Stealt 5 - ваш покорный слуга Агарков Александр (ник - garik_spy, участник автоклуба и форума MyZafira.ru), автор доработок - Михаил Бирюков (ник – Бобр, участник форума Ci-Bi.ru)

Напомню сразу неизменные данные: автомобиль - Opel Zafira B; антенна – Lemm 2001 TURBO, установленная посредством «врезки» в кузов автомобиля, фактически - вместо штатной магнитольной антенны; маршрут – район (М)Бибирево -> район (М)Рижская, время в пути - 40 (+/- 10) минут, из них 20 минут активных радиопереговоров на различных расстояниях с двумя-тремя собеседниками.

Долго думал, что именно про них написать. Платформы практически одинаковы, за исключением мощности (Yosan Stealt 5 - 10 Ватт и Megajet MJ-600 TURBO - 15 Ватт). До тех пор, пока не спросил участников радиообмена, о возможных изменениях слышимости с моей стороны, ни один ничего не говорил. Лишь после того, как рассказал, что выхожу в эфир с Megajet MJ-600 TURBO, один из моих товарищей указал, что «насколько позволяет его «музыкальный слух», есть преобладание высоких частот в моем голосе, по сравнению с тем, что было раньше. Именно благодаря этим высоким частотам, особенно в амплитудной модуляции, лучше разборчивость речи. Но это преобладание можно услышать только очень сильно прислушиваясь, и помня, как я раньше «звучал».

По сравнению чувствительности, скажу следующее: проверялись станции поочередно в течении 4-х дней, далее 1 неделя пользования только Мегаджетом. Погода постоянно была морозная, ночью температура опускалась до «-22», днем «-17». Каждый день S-метр каждой станции показывал разный уровень помех в разных местах. Разве что, индикатор Мегаджета, субъективно на мой взгляд, иногда показывал больший уровень и чаще выходил на отметку 9+ (есть участок дороги по пути моего следования, где расположена ЛЭП. Службу Спасения практически не слышно, а если и прорывается сигнал из динамика, то с жуткими помехами и на грани разборчивости). В обычных условиях, Мегаджет слышал чуть лучше, как мне показалось.

Как отмечают все пользователи Megajet MJ-600 TURBO, ручки-крутилки очень не любят сильных морозов. За ночь салон автомобиля успевал промерзнуть и на утро, ручку включения станции, практически невозможно провернуть. Но стоит только хоть чуть-чуть прогреться салону и самой станции, ручки сразу начинают очень мягко и с приятным усилием крутиться. За Стэлсом такого не замечал ни разу.

Звучание штатного динамика у обеих станций немного различается, но опять же, незнающему человеку это не понять. В динамике Мегаджета, на мой слух, так же преобладают высокие частоты. Стэлс звучит как то более «коробочно». Разборчивость звучания речи корреспондента на обеих станциях без нареканий. Даже на фоне шумов, когда «открывается» автомат-шумодав, всегда понятно, что кто-то в данный момент общается.

Выводы делать пока рано. Мегаджет на рынке уже давно устоявшаяся модель, Стэлс же, наоборот, только выпущен. Через мои руки, прошли уже 4 станции, которыми по сей день пользуются люди. Скажу откровенно, только 2-е из них были одинаковы схемотехнически, в остальных уже наблюдаются доработки и усовершенствования сразу «с завода». В данный момент, у меня на столе лежит 5-й представитель модели Стэлс, различия уже есть даже в разводке электрической схемы. Как говорится – лишь бы не перестарались с усовершенствованиями сами корейцы, кто разрабатывал схему, или китайцы, которые эти станции распаивают. Может получиться вполне достойный конкурент линейке Мегаджетов.

Дополнение от 15.04.2010 г. : Попал ко мне в руки лабораторный ВЧ генератор до 50 МГц и я решил им воспользоваться для настройки контуров приемника Стэлса. Удалось "докрутить" практически +0.18 Вольт по точке контроля уровня. И вот тогда, я услышал, как может работать приемник Стэлса. По моему, субъективному мнению и возможности пользоваться им каждый день, стал слышать более дальних корреспондентов, но увы, это единственный экземпляр, который установлен и по сей день на моем авто. Последние 2 доработанных даже с учетом подстройки генератором, по чувствительности немножко уступают. Обычному пользователю это все равно не заметно, а я уже начинаю "придираться" из-за того, что есть с чем сравнивать.
Ответить