Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Модераторы: maxus, puh, atrapin

  • Автор
  • Сообщение
serggio

Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение serggio »

Я много раз возился самостоятельно с тормозной системой и каждый раз накапливался опыт, которым хочется в итоге поделиться.

Покупка запчастей.

1. Выбор тормозных колодок многие делают отталкиваясь от стоимости на рынке и покупают или хотят купить различный ширпотреб которым наполнены магазины запчастей и интернет магазины. На самом деле в мире всего пяток производителей которые действительно разрабатывают, тестируют и выпускают качественную продукцию для тормозных систем. Есть компании которые сосредоточены только на фрикционных накладках и дисках (барабанах), например Textar. Есть компании которые производят тормозные механизмы для поставки на конвеер - ATE, TRW, Akebono (японцы). Есть компании которые делают спортивные варианты тормозных систем, например Brembo, но сами при этом покупают колодки OEM и продают под своим брендом для массового рынка, хотя их не делают и не разрабатывают. Кстати, компании ATE и TRW теперь существуют лишь как торговые марки а истинный владелец у них Continental и ZF Group соответственно. Но это не значит что они не продолжают делать разработки и производство с учетом своего опыта.
Textar, ATE, TRW - производят самые лучшие тормозные колодки возможно в порядке убывания и именно их стоит покупать. Никакие другие "производители", упаковщики, сортировщики и пр. ловцы жемчуга на рынке запчастей для тормозных систем не делают ничего подобного. Самый классный бренд здесь по соотношению качество/цена -Textar.

Практически то же касается и производства тормозных дисков. Правда выбор производителей качественной продукции тут чуть побогаче, Бош, Брембо, Делфи, так же поставляют свою продукцию на конвеер для первичной комплектации авто. У авторитетных производителей допуски на финишную обработку геометрических параметров диска зачастую выше существующих европейских и американских стандартов, правильный подбор материалов сырья, хорошая финишная обработка.
Всегда стоит покупать диски с покрытием жаростойкой краской или лаком если у одного и того же производителя имеется несколько вариантов исполнения. Они меньше ржавеют в местах где их не трут колодки, это не только эстетически красиво, но и меньше ржавчины на привалочных плоскостях между колесом и диском или диском и ступицей.

2. Тормозная жидкость. Тут точно такой же подход к покупке как и с комплектующими. Стоит покупать хорошую тормозную жидкость, Pentosin, ATE, Textar, оригинальную жижу. У большинства машины оборудованы ESP и для таких машин необходимо использовать только тормозную жидкость DOT 4 Class 6, еще ее часто обозначают как DOT 4+. Отличие ее от обычной DOT 4 состоит в двое меньшей кинематической вязкости при низкой температуре 700 против 1400. Это важно для работы системы ESP зимой, когда она в основном то и работает. Обычная DOT4 при сильном морозе просто не успевает прокачиваться через блок ABS.
У качественной тормозной жидкости так же достаточное содержание ингибитора коррозии а значит при скапливании влаги в ней тормозные механизмы будут меньше ржаветь или не ржаветь вовсе если жидкость менять по регламенту.

Жидкость у нас меняется раз в два года и это обязательная процедура. Гигроскопичность и вырабатывание ингибиторов коррозии негативно сказываются на дальнейшей эксплуатации авто с такой жидкостью. Если в обычном использовании закипание жидкости в тормозах вообще редкое явление, то ржавление внутри тормозных суппортов, ГТЦ крайне нежелательно.

Никогда не стоит мыть мотор мойкой высокого давления не установив при этом специальную крышку на тормозной бачок или бачок ГУР. Крышка на тормозном бачке НЕГЕРМЕТИЧНА! Она имеет разрез в прокладке для предотвращения избыточного давления в тормозной системе при расширении жидкости и возможности ее вытекания если жидкость перелита выше отметки MAX.

Дальше че нить напишу про обслуживание :smile1:

Участник
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Пт апр 03, 2015 23:53
Автомобиль: zafira 1.8 МТА 2010
Поблагодарили: 15 раз

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение nickopol »

Спасибо!!!)

Очень познавательно!)))

serggio

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение serggio »

Замена колодок переднего тормоза.

Тут все просто. На всех версиях Зафиры Б за исключением OPC используется один и тот же тормозной суппорт ATE и два варианта дисков 280 и 308 мм. Соответственно колодки у нас у всех одинаковые. Разный диаметр дисков дисков обуславливает разный размер скобы крепления тормозного суппорта, только и всего.
На суппорте ATE применены втулки из EPDM, то бишь такие резиновые через которую вкручиваются пальцы в тормозную скобу крепления суппорта. Поскольку суппорт перемешается на пальцах то такая конструкция называется "тормозной механизм с плавающей скобой суппорта". У нас всего один поршень в скобе суппорта, который движет одну колодку, а вторая всегда неподвижна относительно суппорта и приклеена к скобе суппорта за счет клеевого состава нанесенного на нее на заводе. Колодка в поршне суппорта удерживается за счет интегрированных в нее пружин и на нормальной колодке еще есть как правило тонкая антискрипная прокладка на тыльной стороне через которую она прижимается поршнем.

При замене колодок важно выполнить несколько основных вещей:

1. Очистить пальцы от грязи на которых ходит скоба суппорта. Их стоит очистить растворителем, можно на худой конец полирнуть войлоком, но нельзя "шкурить" наждачкой, чистить стальной щеткой, напильником. Пальцы имеют гальваническое покрытие защищающее их от коррозии, и если его повредить, то они будут ржаветь и суппорт перестанет по ним нормально перемещаться. В таком случае будет постоянно работать только внутренняя колодка которая толкается поршнем, внешняя будет работать гораздо меньше.
Пальцы можно заказать отдельно по коду Ate 11.8171-0008.1 Это один палец, а на суппорт надо два.

2. Резинки на скобе суппорта в которых ходят пальцы стоит менять хотя бы раз в пять лет. Они не дорогие, Ate 11.0101-5407.2 - 250 руб за пару на один суппорт. По коду пара резинок в комплекте.

3. При сборке палец и резинки в суппорте ATE ничем не смазываются! Поскольку конструкция открытая на смазку будет налипать излишняя пыль и грязь, от неправильной смазки резинки будут разбухать или наоборот усаживаться. Резинки так же не стоит протирать или чистить растворителем или бензином, они разбухают от бензина!

4. На тормозной скобе суппорта место прилегания внешней накладки всегда очищается от старого клея скребком, ножичком, да чем угодно чем его можно аккуратно соскоблить. Снимается он довольно легко.

5. Стоит обратить внимание на пыльник и состояние цилиндра суппорта, пыльник можно аккуратно приподнять тонкой тупой отверткой чтобы посмотреть нет ли под ним коррозии. Под пыльник мазать смазку TRW PFG 110, GM 93165631, сборочную пасту для тормозных цилиндров ATE 03.9902-0501.2, Fefi 31942, Slipkote 220-R. Можно брать смазки VAG, Toyota и пр. для тормозных систем. Никаким литолам, графиткам и пр. смазкам там не место!
Если поршень на торце цилиндра в месте прилегания к колодке ржавый, то его нужно аккуратно зачистить от ржавчины ("зашкурить", кому как :smile1: ) с торца и смазать любой вышеперечисленной смазкой или антискрипной пастой ATE 03.9902-1001.2, о которой чуть ниже. Если поршень ржавый под пыльником чуть чуть а далее чистый и покрытие поршня целое, то смазка поможет загерметизировать пыльник от дальнейшего попадания влаги, если ржавчина пошла дальше места посадки пыльника на поршне, то его нужно менять.

Вот это на замену, здесь уже пошла коррозия покрытия рабочей поверхности поршня.

Изображение

6. Колодки перемещаются в пазах скобы крепления тормозного суппорта. Обычно пазы достаточно очистить металлической щеткой, но в случае сильной коррозии их необходимо снять и аккуратно удалить ржавчину надфилем. Главное не стачивать металл, не точить его напильником или надфилем, иначе колодка будет греметь!! Нужно лишь удаль ржавчину до металла. Щеткой такое не всегда удается сделать. Колодки должны перемещаться в пазах свободно, без заеданий, это можно проверить перемещая колодку в пазах от руки.

7. Пазы скобы крепления суппорта смазываются антискрипной пастой. ATE 03.9902-1001.2 стоит где то 190 руб. Можно использовать медную пасту, любую антискрипную пасту для колодок. Весь тот металл что мы зачистили должен быть смазан для защиты от коррозии. Тут нет особых требований к сочетанию с резиной, главное чтобы она не вымывалась и защищала от коррозии как колодку так и скобу крепления суппорта. Можно даже использовать ликви молли или перматекс, т.е. упаковщиков чего то там в свои тюбики для вторичного рынка. :smile1: Смазку наносить тонким слоем, от комков смазки, которые свисают с того места где ее "намазали" есть смысл только на заборе колхозного сада намазанным солидолом от хулиганов.

8. На нормальных колодках имеется стрелка указывающая направление установки колодки. При установке колодки в суппорт стрелки всегда обращены вниз, т.е. по ходу вращения колеса.

9. Пальцы не нужно закручивать "со всей дури". Момент затяжки передних пальцев всего 28 Нм. Они никуда не двигаются, скоба суппорта перемещается по ним. Просто затянуть до остановки и чуть дотянуть на 10-15 градусов.

10. Пружина прижимающая скобу суппорта одевается руками без плоскогубцев. Сначала вставляется верхней штырь пружины в отверстие в скобе суппорта, заводится верхнее ушко, затем вставляется нижний штырь нижнее ушко заводится от руки на прежнее место.

serggio

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение serggio »

Замена задних тормозных колодок.

Как и на передней оси на задней оси у нас применен суппорт с плавающей скобой суппорта производства TRW/Lukas. Кроме интегрированного механизма ручника здесь есть еще одно отличие - пальцы закреплены на самой плавающей скобе суппорта, а в скобе крепления суппорта металлические втулки. Здесь пара трения металл/металл и поэтому применяется смазка и пыльник для защиты смазки от грязи.
Чтобы суппорт не гремел, под колодками используются так называемые антискрипные пружины (скобочки), которые слегка поджимают колодки. Колодки в свою очередь приклеены к поршню суппорта и скобе суппорта. Обе колодки должны иметь клеевой состав нанесенный на заводе. Поэтому рекомендации по очистке от старого клея здесь не только для скобы суппорта в месте контакта с внешней колодкой но и поверхности самого тормозного цилиндра.

1. Согласно ТИС пальцы при замене колодок не смазываются. Они уже смазаны правильной смазкой которая сохраняет свои свойства многие годы. За 8 лет на моем суппорте вся смазка была в хорошем состоянии, чистая, пальцы не изношены. Поэтому заглядывать в них нет необходимости, достаточно проверить что каждый палец ходит свободно и без заеданий. Ревизию есть смысл только проводить если скоба крепления суппорта ржавая и эта ржавчина может быть под пыльником, поэтому он будет негерметичный.
Смазывать стоит смазкой TRW PFG 110, GM 93165631.
Для нашего суппорта подходит дешевый ремкомплект TRW ST 1114 от Пежо/Ситроен в котором есть смазка, пальцы, болты и пыльники на оба задних суппорта.

Изображение

2. Трос ручника легко вынуть из скобы ручника на суппорта если его снять из фиксаторов на задней балке. Один фиксатор снизу на балке под ступицей, один прям на балке хорошо видимый ближе к сайлентблоку балки. Трос необходимо предварительно ослабить возле самого рычага ручника в салоне.

3. Скобу крепления суппорта в местах под антискрипными пружинами нужно очень тщательно очистить от ржавчины до металла так же как и передним суппортом. Очистить ее можно только надфилем, иногда приходится снять скобу чтобы нормально удалить ржавчину. Важно не стачивать металл, а удалить коросты ржавчины. Именно эта ржавчина не дает полностью садиться антискрипной пружине при установке колодки и колодка банально не лезет.
Народ жаловался что новые колодки не удается вставить, мол они большего размера, брак и т.п. Ничего подобного. Там могут быть коросты ржавчины огого. Колодки должны вставляться исключительно от руки с небольшим усилием в самом начале из за конфигурации этой скобы и свободно перемещаться в пазах, но не болтаться вверх-вниз! Никаких подбиваний молотком, отверткой, балонником, и т.д., можно лишь подтолкнуть слегка инструментом если пальцы слабые :smile1:

4. Скоба крепления суппорта смазывается только под этими прижимными пружинками, весь металл должен быть обработан смазкой! Почему то Textar не рекомендует применять там медную пасту, поэтому лучше использовать антискрипную пасту ATE 03.9902-1001.2. Я применял там медную пасту и ржавчины было много под пружинными скобочками, новые колодки именно не лезли. Возможно появление ржавчины там является причиной подклинивания колодок в процессе эксплуатации и они неравномерно изнашиваются. Под самим колодками сверху на пружину смазка не наносится!

5. Цилиндр у нас утапливается специальным нехитрым приспособлением которое продается в любом автомагазине. Инструмент от Автодело для Фольксвагена/Шкоды подходит для наших суппортов. Поршень при этом вращается по часовой стрелке. Его нужно только закручивать но не давить, не забивать! Иначе механизму ручника внутри поршня быстро придет конец.

Изображение

Можно приспосабливливать ключ от болгарки, можно там отвертками крутить, которые периодически срываются и рвут пыльник, можно вообще по разному изгаляться, но проще купить нормальный инструмент за 500-600 руб.

6. При утапливании поршня после того как он закручен до упора, поршень нужно вернуть чуть назад или прокрутить без давления если он не возвращается пока прижатый, так чтобы вырез на поршне (там их два) в который вставлена приспособа был по центру прорези в суппорте. Т.е. вырезы в поршне должны быть перпендикулярно суппорту если смотреть прямо на поршень со стороны наружной колодки. Это важно для правильной работы механизма подвода ручника одинаково, на обоих суппортах!

Изображение

7. При утапливании поршней следить чтобы жидкость не вылилась из бачка и отбирать ее по мере необходимости шприцом с трубочкой пвх, клизмой или еще чем нибудь :smile1:

8. Если при утапливании пыльник закручивается вместе с цилиндром, то он к нем прилип, его нужно аккуратно поддеть тонкой тупой отверткой, стянуть с поршня и смазать смазкой для пальцев TRW PFG 110, GM 93165631, по кромке прилегания к поршню. Никаких литолов, ликви моли, графиток и прочего г.. !
Вот так быть не должно!

Изображение

9. При креплении скобы суппорта в пальцы можно использовать старые болты, если обновить стопорную мастику, но обычно с нормальными колодками идут новые болты и прижимные пружинки (скобочки). Иногда верхний болт не удается вынуть из за шланга подвода тормозухи, но его можно выкрутить из пальца, сам болт остается в суппорте. Болты затягиваются с усилием 25 Нм, это до конца резьбы и совсем немного докручиваем где-то на 10 градусов.

10. Если колодки со скрипунами (индикатором износа), то колодка со скрипуном всегда устанавливается с внутренней стороны диска скрипуном вниз! На ней есть выступы которые будут мешать ее правильному прижиму к скобе суппорта если она установлена снаружи.
После установки колодок подводим к диску нажимая на педаль и удерживая ее нажатой пол минуты после того как педаль станет упругой.

11. Всегда ВАЖНО! отрегулировать ручной тормоз после сбора всего хозяйства обратно. Закручивать гайку на болте натяжения привода троса возле ручки ручника нужно до тех пор пока на одном из колес скоба привода ручника не начнет смещаться вниз. Зазор между скобой привода ручника и пластиной в которую она упирается можно проверить щупом в 0,10 мм. Надо несколько раз затянуть и отпустить ручник и снова проверить зазор. Оба колеса должны легко вращаться и полностью блокироваться при затягивании ручника где то до половины первого щелчка.
Если ручник не подвести, то будет эффект провала педали, тормоза будут схватывать в самом конце. Весь нормальный ход педали будет уходить на подводку задних колодок к диску при работающем вакуумном усилителе.

з.ы.
При работе с поднятой машиной ВСЕГДА используйте страховочные опоры (козлы :smile1: ), никогда не суйте голову в арку, не лезьте под машину которая поднята лишь домкратом! Домкрат всего лишь чтобы сменить колесо находясь снаружи авто. Лишь маленькая случайность может обернуться очень дорого для здоровья!
Пара таких подпорок стоит в Метро 800 руб. Ни и еще с ними удобно вывесить всю ось со снятыми колесами и нормально работать и регулировать ручник.

Изображение

serggio

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение serggio »

Замена тормозной жидкости.

Тормозную жидкость нужно менять каждые два года! Помимо накопления влаги она утрачивает свои антикоррозионные свойства и это зачастую причина появления коррозии на цилиндрах суппортов, механизме привода ручника, ГТЦ и пр.
О тот какую жидкость стоит брать сказано в первом сообщении. Это должна быть жидкость с вязкостью при -40 с не более 800 mm2/s.

Изображение

1. Жидкость в машинах с ESP прокачивается под давлением 2,0 -2,5 Бар которое создается в бачке с тормозной жидкостью специальным устройством для прокачки тормозов. Можно купить относительно недорогое приспособление давление в котором создается воздухом из колеса.
Если был снят шланг с тормозного суппорта то воздух из суппорта после сборки можно выгнать и старым способом когда кто-то накачивает давление педалью тормоза. Но самому так не справиться.

2. Самый лучший способ замены жидкости - это удаление всей старой жидкости из системы и именно так должны делать в нормальном сервисе. Из бачка отбирается вся жидкость, затем подсоединяется устройство для создания давления и на каждом тормозном суппорте открывается штуцер для удаления воздуха и выгоняется вся старая жидкость. После этого вся система заполняется свежей жидкостью под давлением и жидкость слегка прогоняется через каждый штуцер не только для выхода воздуха, но и еще немного когда воздух перестанет идти, чтобы вымыть остатки старой грязной жидкости из суппорта. Через каждый штуцер можно прогнать где-то по 150 г. жидкости для очистки. При таком способе хватает литра жидкости на полную замену. Если старую жидкость отобрать только а затем просто проливать из бачка а затем просто прокачивать для смешивания и вытеснения старой, то и двух литров может не хватить для полной замены.
Поэтому если старую жидкость в сервисе всю не выгоняли воздухом, по заказ-наряду израсходовали всего 1 л жидкости, то они просто отделались от вас за ваши деньги.
Педалькой всю старую жидкость не выдавить из суппортов, потому что когда жидкости в бачке нет то и давить педалью нечего, ее можно выдавить только создавая давление в системе воздухом.

3. Обязательно меняется жидкость не только в тормозной системе, но и в приводе сцепления. Там она работает чуть ли не больше.

4. Если меняете сами то при отборе старой жидкости можно "промыть бачок" в котором как правило много грязи на дне. Для этого берем шприц на 20 кубов с трубочкой ПВХ, набираем в шприц жидкость из бачка и выдавливаем ее обратно. Так можно делать когда в бачке примерно половина уровня. При выдавливании трубочка должна быть помещена в остаток жидкости в бачке, иначе она будет разбрызгиваться. Что то вроде сродни полосканию. Эта процедура очень помогает поднять всю грязь со дна в бачке.
Когда жидкость там достаточно "перекалапуцается" будете приятно удивлены ее стабильно черному цвету :smile1:
Грязную жидкость отбираем и еще можно пустить на промывку бачка 150 гр свежей жидкости таким же способом. А потом выдавить всю оставшуюся в трубопроводах и суппортах жидкость воздухом.

5. Штуцера для удаления воздуха на суппортах закручивать слегка! Там момент затяжки всего 10 Нм, это слегка ключем когда он закрыт и жидкость уже не идет. Если его сильно затянуть, то можно сломать при последующей попытке открутить, особенно если он приржавеет.

6. Чтобы спускать старую жидкость на штуцер одевается прозрачная трубка ПВХ подходящего диаметра и конец которой опущен на дно бутылки. Именно через прозрачную трубку видно что жидкость выходит без пузыриков воздуха и прокачку на суппорте можно прекратить.
Через черную не увидите. :shock:

7. Старую жидкость можно отдать в автомастерскую которые сдают отработку на утилизацию. Плохо что у нас автомагазины не принимают обратно старые технические жидкости. Выливать на газон, в канализацию не стоит!
PRIME_BBCODE_SPOILER_SHOW PRIME_BBCODE_SPOILER:
Если сосед регулярно паркуется на газоне, или прямо у ступенек подъезда так что с коляской не выйдешь, то можно ночью, тайком вылить на капот и крышу его авто но так чтобы не попасть под камеры :smile1:
Если другой сосед по даче спит с вашей женой, то можно вылить вторую половину на его авто или ему на участок.

Шутка

Новичок
Сообщения: 31
Зарегистрирован: Пн окт 31, 2011 18:46
Автомобиль: Зафира 1.8 MT 2011
Откуда: Москва
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 2 раза

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение eugenedup »

serggio, привестствую!
в Вашей теме "Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов" указано, что колодки с механическим индикатором износа ставятся им (индикатором) вниз. В сете в нескольких местах встречал утверждение, что ставить надо вверх. Хочется разобраться, потому прошу указать - почему вниз?
Спасибо.

Аватара пользователя
Зафировод *
Зафировод *
Сообщения: 5621
Зарегистрирован: Вт дек 25, 2007 13:16
Автомобиль: Кодиак 2,0TD 2019
Откуда: Московская обл. Воскресенский р-н
Благодарил (а): 90 раз
Поблагодарили: 253 раза

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение Волга21 »

eugenedup писал(а):потому прошу указать - почему вниз?
преимущественное вращение диска при торможении с 200 км/час. :wink:
_________________
Ребята, учите матчасть, в гестапо спрашивают и очень сильно бьют!

EVO
Аватара пользователя
Ветеран клуба
Ветеран клуба
Сообщения: 9134
Зарегистрирован: Вт апр 08, 2008 11:32
Автомобиль: KIA Sorento III 2,2D
Откуда: Петербург
Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 907 раз

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение EVO »

Из бачка отбирается вся жидкость, затем подсоединяется устройство для создания давления и на каждом тормозном суппорте открывается штуцер для удаления воздуха и выгоняется вся старая жидкость.
В инструкции к SAAB9000 использовался шланг, одним концом к ниппелю запаски или переднего колеса (как на компрессоре), другим к некоей спец. крышке на бачок с тормозухой. Думаю, изготовить столь суровую приспособу несложно, если помощника для прокачки нет.
_________________
Kia SP'17 2,2D после Outback'12 после SantaFe'09 после Zafira B'08 (MTA)

Аватара пользователя
Старожил
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: Чт янв 27, 2011 17:05
Автомобиль: OZA 20DTI+ANTARA
Откуда: Беларусь
Поблагодарили: 76 раз

Re: Небольшое FAQ про самостоятельное обслуживание тормозов

Сообщение kudan02 »

Зря ты упомянул про эту смазку ATE 03.9902-1001.2.
Я отказался от нее, Чисто из моего опыта она слабо держится на узлах, вымывается.
Неплохо показывает себя CRC.
Есть еще не маловажный момент. Сейчас существует несколько предложений
по тормозным нарпавляющим пальцам, допустим на заднюю ось.
производители кладут в комплекты свои пыльники. Не редко качество их исполнения
страдает. В частности я два раза столкнулся с пыльниками, которые после двух лет просто задубели
и в гильзу скобы попала влага через посдочное место пыльника.
направляющая скорродировала и заклинила.
Проявлялось легким подбиванием тормозов.
Поэтому пыльники с пальцами закрытого типа лучше ставить оригинал или
топ-бренда. И периодически вынимать палец на осмотр, даже , если он и ходит нормально.
Ну и перечень лучших колодок очень ограничен, их в разы больше .
Совсем недавно :
https://www.antara-club.ru/index.php/to ... /?p=269146
_________________
в поисках истины....
Ответить