Всем привет!
Летом 2016-го я тоже сделал лежанку для ночёвок в «Зафирке». Перед этим изучил опыт коллег из этой ветки и попытался сделать нечто, объединяющее достоинства конструкций предшественников и (по-возможности) избавленное от их недостатков.
Предполагалось, что конструкция будет соответствовать следующим требованиям:
1. Должно получаться спальное место длиной не менее 2 метров (мы с сынищем длинные) .
2. В разложенном для сна виде должна сохраняться возможность доступа в ящик для инструментов, а также в боковые ниши/ящики для аптечки и компрессора. Для этого задняя деталь плоскости должна быть откидывающейся, заднее ребро опорной решётки (каркаса) не должно перекрывать боковые ящики (значит, оно должно находиться хотя бы на сантиметр впереди от переднего края крышек), а продольные рёбра должны иметь сзади внизу скосы, позволяющие открывать крышку инструментального ящика.
3. В полуразложенном виде лежанка должна оставаться в багажнике. Перевод из «положения для сна» в «полуразложенное положение» и обратно должен осуществляться без перемещения задней части лежанки, одним только перекидыванием передней плоскости назад или вперёд.
4. В разбранном виде лежанка должна занимать минимум места (превращаться в набор плоских деталей) и помещаться горизонтально на дне багажника. Второй возможный вариант размещения разобранной лежанки «в положении для движения» — вертикально за спинками второго (или третьего) ряда сидений. Соответственно, в разбранном виде самая крупная деталь не должна быть выше верхнего края спинок.
5. Опорная решётка (каркас) должна иметь минимум деталей (рёбер). Если их разместить с умом, вполне достаточно двух продольных и двух поперечных. Решётка будет устанавливаться на коврик, а не на пол, чтобы не драть пластиковые детали пола в полуразложенном виде и чтобы не таскаться ещё и с ковриком при подготовке ночлега и подготовке к движению после ночёвки.
6. Фанерные детали не пропитываются никакими лазурями, морилками и т.п., чтобы не воняли (фанера и сама по себе поначалу воняет неслабо). Для защиты лежанки от атмосферных воздействий предполагается не выносить её под дождь или снег.
Все детали сделаны из 8-мм фанеры. Части горизонтальной плоскости соединены рояльными петлями, её верх обтянут ледерином. Электролобзика у меня тогда не было, поэтому обошлось без фигурных резов — все резы только прямые.
Фотки:
В разложенном виде без постели.
Вид из боковой двери.
В полуразложенном виде.
С откинутой задней деталью плоскости.
Опорная решётка (каркас).
Далеко не всё из задуманного удалось реализовать, и несколько «косяков» + «недодумок» выявилось в процессе эксплуатации. В ближайшее время переделывать / усовершенствовать лежанку не предполагается, но я перечисляю недочёты — для тех, кто решит делать себе нечто подобное, чтобы не наступали хотя бы на мои грабли:
а) В инструментальный ящик попадать можно, но пользоваться им не слишком удобно, поскольку его крышка поднимается всего на 45 градусов. Но это, как оказалось, не слишком важно, поскольку после пары поездок «в дальние дали» мы выяснили, что инструменты, треугольник, буксировочный трос, домкрат с баллонником и монтировкой в инструментальном ящике хранить неудобно. Лучше разместить это всё вдоль оси машины под правой стенкой в задней части багажника, чтобы можно было к «аварийному комплекту» добраться моментально без разгрузки багажника и других извращений. Открыл дверь багажника — и они перед глазами. В инструментальный ящик мы теперь сваливаем вещи, которые поедут до конечной точки маршрута (или то, что в поездке может и вовсе не пригодиться). Единственный случай, когда в инструментальный ящик придётся лезть экстренно — необходимость опустить корзину запаски.
б) Переднюю деталь плоскости лежанки нужно было делать хотя бы на 5 сантиметров длиннее и с вырезом посередине, чтобы она ложилась передним краем на спинки сидений второго ряда. Поскольку она у нас на спинки не ложится, под неё были сделаны в виде отдельных деталей два продолжения опорной решётки. Они вынимаются и убираются для перевода лежанки в «полуразложенное положение» перед тем как второй ряд сидений откатывается назад. Если сделать переднюю плоскость чуть длиннее и укладывать её на спинки, эти дополнительные опорные детали будут не нужны (тем самым мы уменьшим суммарный вес и объём лежанки).
Мы тем же летом испытали лежанку в походе. В принципе, понравилось. Всё, чего мы от неё ожидали, мы получили. Напрягает вентиляция салона — если оставить все окна закрытыми, задохнёшься, а если приоткрыть — радостно слетаются комары. Решили вопрос, опуская на пять сантиметров стёкла задних дверей и обтягивая верх дверей марлей. Летом в машине спать жарко (в палатке гораздо холоднее), но было жестковато. Мы стелили на лежанку туристские коврики из вспененной резины и поверх них — пляжную подстилку. Для комфортного сна этого недостаточно, однозначно нужен матрац.
Задуманное «полуразложенное положение» полностью себя оправдало. Вещи, которые не понадобятся во время ночлега, при погрузке распихиваются в ячейки опорного каркаса под плоскостью лежанки и остаются на месте. Распихивать вперёд перед сном приходится только вещи, уложенные поверх плоскости лежанки, и то не все, а только те, которые не нужны для ночёвки. Перевод лежанки из «полуразложенного положения» в «положение для сна» и обратно по сравнению с полным раскладыванием лежанки «с нуля» производится очень быстро: сдвинул передние сиденья вперёд, выдернул подголовники второго ряда, опустил спинки второго ряда, сдвинул второй ряд вперёд, установил подпорки (только в моём нынешнем варианте, когда передняя часть плоскости не опирается на спинки сидений), перекинул лишнее из багажника вперёд, откинул переднюю деталь плоскости лежанки вперёд, застелил, организовал вентиляцию, залёг, спишь.