Учитывая, что сейчас самый разгар планирования отпусков, в том числе и у меня, дабы помочь начинающим и освежить собственную память, публикую пока то, что есть и в том виде, в котором это есть, ради самой информации. Заранее извиняюсь, есть ошибки и не складности, но информативности надеюсь это не помешает. И так, трындю дальше
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Часть 1: Планирование и подготовка. (Продолжение).
Краткое содержание предыдущей серии: к моменту составления бюджета есть основное: маршрут и понимание того, где делать остановки, но точное место остановок (адреса) и общая продолжительность путешествия требует уточнений.
Бюджет
Цель получения бюджета путешествия - прикинуть, совпадает ли желаемое с возможностями.
Бюджет строится итерациями: cначало получается оценочный бюджет по средним цифрам, затем, по мере уточнений (бронирования жилья, уточнения маршрута) будут появляться реальные цифры и бюджет нужно уточнять, поставляя для отдельных мест и частей маршрута вместо средних цифр реальные.
Первый оценочный бюджет можно получить, используя всего одну цифру - 60 EURO человек/сутки. При этом, пока нет точных значений, для 2-4 автопутешественников на одной машине условно считаем, что маршрут включает ночевки, однодневные остановки (две ночи) для ознакомительных экскурсий и остановку в месте основной цели на три дня (четыре ночи). Развлечения и экскурсии в бюджет пока не включаем. Хотя отклонение может быть довольное большое, для первой оценки такой точности достаточно, учитывая, что к отдыху всегда добавятся покупки, развлечения (вы ведь едите на отдых?) и не предвиденные расходы, на ваш вкус и цвет и это перекрывает погрешность предварительного расчета.
Для примера. Возьмем прямой маршрут от Москвы до Италии и посчитаем его бюджет для трех путешественников (семейная пара с ребенком).
Путь в 2750км по правилам правильного путешествия должен иметь минимум одну длинную остановку в пути и одну короткую (пока даже не задумываемся где), три дня в конце маршрута и так же обратно. Приблизительно половина пути проходит по дорогой с оплатой (от километра или виньетка).
Итого: 1 автомобиль, 3 человека, 5500км, 2 ночевки, 2 длинные остановки (4 ночи) и одна основная остановка на 3 дня. (4 ночи). Минимальная общая продолжительность путешествия -11 дней.
Считаем оценочный бюджет 3 чел. * 11 дней * 60 EURO и получаем около 2000 EURO (с округление вверх до 50 EURO).
Полученная цифра дает только первое внятное представление о необходимых средствах и c большой погрешностью. Если оценочный бюджет оказался выше доступного не больше, чем на 30-40%, паниковать не стоит, скорее всего, что в результате уточненных расчетов, удачного бронирования, оптимизации развлечений при последующих уточнениях бюджет окажется не только доступным, но и даже ниже этого.
Если оценочный бюджет не испугал, сразу вслед за ним считаем первый уточненный, более детальный, исходя из следующих цифр для отдельных элементов маршрута:
- Движение по маршруту, краткие остановка возле ландшафтного или исторического объекта. Если суммарная продолжительность таких остановок занимает 1-2 часа, можно не учитывать ее вовсе. Желательно совместить остановку с едой и кратковременным отдыхом. Если время остановки больше, например, тематический парк развлечений – включайте это время в маршрут и сокращая дневной переход. Для оценки бюджета считаем, что каждый километр дороги (для расхода бензиновой Зафиры и тек. цены за горючее). стоит от 0,14 до 0,25 EURO, в зависимости от того, какую часть занимают платные дороги, мосты и туннели. Достаточно точную цифру бюджета можно получить при допущении, что только треть маршрута проходит по платным дорогам, с 3-5 платными мостами или туннелями и потому оценивается в 0,17 EURO/км. Для уточнения и проверки стоимости частей маршрута есть ресурсы, например, www.viamichelin.com, которые дадут нужные цифры (toll – это оплата проезда, petrol – это стоимость бензина). Также можно посмотреть на autotraveler.ru текущую стоимость виньеток, мостов и туннелей и, возможно, дополнительных плат, типа экологических зон в Германии
- Паромы. Если маршрут включает паром, стоимость парома надо учитывать отдельно. По сути, паром надо рассматривать как развлечение или экскурсию в дороге, а не как часть маршрута. Каких-то средних цен тут нет, в зависимости от каюты (на пароме, кстати, в отличие от круизного лайнера можно вообще без каюты), способа питания или спец. предложения перевозчика цена может различаться в разы. Прайс можно подсмотреть на сайте компании перевозчика или агентства по продаже билетов по цене перевозчика. Например, для Балтики рекомендую NAPAROME.RU. К паромам еще вернусь подробно дальше.
- Железная дорога. Довольно экзотический для нас способ передвижения на автомобиле, но очень развитый в Европе. Например с юга Финляндии на север или Германия –Франция – Италия. Фактически тот же паром, но по железной дороге. Лично ни разу не пользовался, поэтому комментировать не буду. Тут важно только то, что включать в оценку бюджета ж.д. надо аналогично парому.
- Остановка для ночевки (короткая остановка). Основное назначение ночевки – отдых между двумя подряд идущими перехода по маршруту. Поэтому место ночевки должно быть в непосредственной близости от маршрута и быть достигаемо без пробок и других препятствий, чтобы не накручивать лишних километров и не терять время вечером и утром. Как правило, это остановка в небольшом загородном отеле, гостевом доме, кемпинге с бесплатной стоянкой. Исходя из этого, бюджет ночевки можно оценивать из средней цифры 20 EURO ночь/человек, включая завтрак и постельное белье.
- Остановка для экскурсии (длинная остановка). Такая остановка может занимать от дня (две ночи) до нескольких дней, в зависимости от того, что смотреть, вашего темперамента и финансовых возможностей. Как правило, эта остановка в отеле, в черте города. Для оценки бюджета можно исходить из цифры 35 EURO жилье и питание сутки/человек. Дополнительно, можно считать 4EURO чел/сутки на транспортные расходы и 12 EURO в сутки на парковку. Если стоянка не более 2 ночей – транспортными расходами и парковкой можно пренебречь.
- Главная остановка. Самая длинная и самая комфортная. Для целей оценки бюджета будем считать ее равной 55 EURO на жилье и еду. Остальные цифры такие же, как на длинной остановки.
Для примера. Для тоже же прямого маршрута от Москвы до Италии посчитаем уточнённый бюджет при тех же условиях:
0,17 EURO * 5500 км + 3 чел * (2 * 20 EURO +4 * 35 EURO + 4 * 55 EURO) получим 2200 EURO или или 67 EURO человек/сутки.
Получили сопоставимые в рамках допущений бюджеты. Разница в расчетах оценочного и первого уточненного бюджета будет тем больше, чем больше расхождение реального маршрута по количеству и продолжительности остановок.
Дорого это или нет? Смотря, что и с чем сравнивать. К примеру, эти же деньги стоит тур на Адриатическое побережье в районе того же Эмилия Романия на семью с одним ребенком на 10 ночей в 4* отель вместе с трансфером, питанием и видом на море. Против 3 дней на море и 90% затрат на дорогу на машину в случае автопутешествия. На этом считаю выполненным данное ранее обещание аргументировать нецелесообразность путешествия на автомашине в этом случае.
После получения первого уточненного маршрута можно переходить на этап подготовки поездки. По мере подготовки путешествия будут появляться реальные цифры стоимости жилья и проезда и бюджет будет уточняться. Поэтому удобно сразу создать таблицу в Excel и записать в каждой строчке место маршрута, а в соседнем столбце формулу бюджета этого места используя средние цифры и по мере уточнения заменять средние цифры реальными и следить, чтобы по сумме бюджет не сильно разбухал.
Что делать, если полученный бюджет получился сильно выше ожидаемого? Не спешите отказаться от путешествия! Если бюджет превышает доступный в 1,5 раза и выше, то это сигнал от чего-то отказаться: уменьшить количество дней на длинных остановках маршрута, или даже проехать мимо, если это не нарушает принципы, перечисленные в первой части.
Если и это не помогло, нужно попробовать уменьшить время пребывания в главной точке путешествия. Так, например, если основная цель море и вы планировали провести на нем 7 дней, пробуем сократить до 5. Обгореть удастся почти также, но бюджет это уменьшит.
Если и это не помогает – тогда нужно поменять концепцию путешествия совсем. Не стоит идти на авантюру, чтобы оказаться посредине дороги без цента в кармане или питаться сухарями. Ведь это не экстрим тур, а отдых?
Для еще одного примера, прикинем бюджет маршрута c ночевкой в Финляндии, переездом на пароме в Германию, c тремя остановками на ночь, тремя двухдневными остановками в крупных исторических центрах и 5 дневным отдыхом на море. Получим бюджет в 3100 EURO за 17 дней. Для упрощения будем считать, что паром обойдется в 800 EURO за 1 сутки за все в одну сторону и прибавим его к бюджету. В итоге получим 4700 на 19 дней (или 1570 EURO/чел и 82 EURO чел./сут. (60 EURO чел./сут без парома).
Дорого это или нет? Опять же смотря, с чем сравнивать. В результате этого путешествия вы побываете в семи разных, значительно удаленных друг от друга местах в разных странах, совершите незабываемое (уверяю!) путешествие на пароме и отдохнете на море. К примеру, 8-ми дневный обзорный тур по 5 городам (знаменитое галопом по Европе) стоит в среднем 900 EURO/чел. включая дорогу и ужин. Считайте и решайте сами. Если решились переходим к Подготовке к путешествию.