Поскольку на прошлой работе очень плотно занимался переводом автомобилей на газ, да и сам ездил на газу много лет, позволю себе высказать мнение.
Есть несколько моментов, на которые ссылаются как сторонники, так и противники использования СУГ (сжиженных углеводородных газов) в качестве моторного топлива. Попробуем их рассмотреть непредвзято.
1
. Снижение мощности двигателя при работе на СУГ.
Действительно, мощность двигателя падает. В зависимости о качества ГБО (газобаллонного оборудования) и правильности его настройки потеря мощности составит около 5%. Меньше уже не бывает, больше – может. Связано это с тем, что калорийность СУГ ниже, соответственно, и температура сгорания газовоздушной смеси ниже, чем бензиновоздушной. Справедливости ради следует заметить, что потеря мощности при эксплуатации заметна только при резком разгоне. Во время равномерного движения или при нормальной городской езде даже предвзятый водитель не в состоянии заметить разницы. Ну а если принять во внимание, что наши машинки – не гоночные болиды, в конце концов, а спокойные семейные автомобили, то различия будут попросту незаметны.
2.
При работе на газу быстро прогорают выпускные клапаны.
Октановое число пропан-бутановой смеси составляет примерно 105, иначе говоря, сгорание смеси в цилиндре происходит медленнее, чем при работе на бензине. Если подать в обычный двигатель, отрегулированный для работы на бензине, газовоздушную смесь, то к моменту открытия выпускных клапанов горение еще будет продолжаться, соответственно, клапаны перегреваются, и срок их службы резко снижается. Догорание смеси происходит уже в выпускном тракте, что приводит к перерасходу топлива и опять-таки снижению мощности. Избежать указанной неприятности очень просто, установив более ранний угол опережения зажигания. Следует напомнить, что точно такая же картина наблюдается при использовании высокооктанового бензина в двигателях, приспособленных для работы на бензинах с низким ОЧ. Мнение о быстром прогаре клапанов связано только лишь с некачественной регулировкой.
3.
Автомобиль плохо заводится в зимнее время.
Состав топливного газа регламентируется ГОСТ 27578-87 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта". В соответствии с этим ГОСТ должны применяться газы марок ПА и ПБА (пропан автомобильный и пропан-бутан автомобильный) или, иначе говоря, зимнее и летнее топливо соответственно. Газ ПБА применяется при температурах до – 200С, ПБ – до - 350С. Использование этих топлив в указанных температурных пределах гарантирует нормальный пуск двигателя.
Вот здесь начинаются заморочки. Дело в том, что поставщики СУГ чрезвычайно редко выдерживают требования ГОСТа, и зачастую поступают с точностью "до наоборот", поставляя зимой летнее топливо, а летом – зимнее. Причины тому известны, но здесь обсуждать их не будем. Если с использованием зимнего топлива летом проблем не возникает, то зимой они бывают, особенно когда на заправках под видом топливного газа заливается технический бутан или изобутан.
Если при работе двигателя на бензине последний подается из бака с помощью насоса, то в отличие от него газ поступает за счет избыточного давления в баке (давления насыщенных паров). При использовании технического бутана ДНП становится равным нулю при температурах, близких к -1 0С, следовательно, сбой в работе двигателя неизбежен. Технически проблема разрешима при установке топливного бака (баллона) в отапливаемой части автомобиля, например, в багажнике, где баллон согревается во время движения. Однако следует отметить, что за всю мою многолетнюю практику не было ни одного случая, чтобы работники заправок не предупредили о том, что у них в наличии технический бутан.
Изготовители и установщики ГБО рекомендуют при отрицательных температурах (а иногда и в любом случае) заводить и прогревать двигатель на бензине, продолжая затем движение уже на газе. Резон в этом есть, но опять-таки за много лет езды на газе ни разу не пользовался этим советом! Притом машинки мои заводились всегда, в любое время года.
4.
Перевод на газ лишает автомобиль гарантии.
Увы, да. Установка ГБО на автомобиль, изначально предназначенный для работы на бензине, однозначно рассматривается изготовителями как "внесение изменений в конструкцию двигателя", и все заводы снимают с себя гарантийные обязательства. Абсолютно неважно при этом, имеет ли установщик ГБО лицензию, или не имеет. Исключение составляют только автомобили, оборудованные ГБО непосредственно на заводе-изготовителе.
5.
Машина, работающая на газу, воняет! И в салоне пахнет газом! Отравиться недолго...
Газ, используемый в качестве моторного топлива, представляет собой смесь легких углеводородов (в основном пропан С3Н8 и бутан С4Н10) и по сути своей запаха не имеет. Для возможности обнаружения утечек газа органолептическим методом в него добавляется одорант этилмеркаптан (этилтиол) - С2Н5SH, придающий газу специфический запах. В тех количествах, в которых одорант добавляется в газ, он не может оказать какого-либо отравляющего или удушающего действия. Чаще всего реакция на запах газа встречается у людей, имеющих склонность к самовнушению. И не более того!
Качественно установленное ГБО утечек газа не имеет (и не имеет права иметь). Запах может появляться только в некоторых ситуациях:
- неисправность газового оборудования. При этом необходимо немедленно перевести двигатель на работу на бензине, закрыть расходный вентиль на баллоне и обратиться в специализированную организацию для устранения утечки (ремонта) и настройки ГБО. Умельцы, конечно же, могут устранить неполадки самостоятельно, но риск слететь с гарантии (если таковую установщики ГБО предоставляли) имеется. Из личного опыта: за более чем 6 лет эксплуатации самого дешевого и простейшего ГБО (завода "Компрессор", г. Санкт-Петербург) на шестых Жигулях утечек газа не наблюдалось вообще.
- газ в двигателе сгорает, будучи смешан с воздухом в определенных пределах. Этих объемов воздуха, как правило, недостаточно для полного сгорания одоранта, и он недожигается. Отсюда получается, что газом пахнет выхлоп. При некоторых условиях выхлопные газы могут засасываться в салон (через окна или систему вентиляции салона), соответственно появляется и запах. Однако же, попадание в салон выхлопных газов от бензинового двигателя отнюдь не более полезно, и не может быть причиной отказа от газа!
6.
Автомобиль с ГБО взрыво- и пожароопасен.
Смею уверить, что автомобиль с бензиновым двигателем ничуть не менее огнеопасен!
Бензобак с залитыми в него 40-50 л бензина имеет толщину стенки порядка 1 мм, баллон для СУГ – не менее 2,5 мм. Это уже настоящая броня! Баллоны СУГ испытываются при изготовлении большим давлением, бензобаки не испытываются вообще.
Газ взрывоопасен при определенных концентрациях в смеси с воздухом (в зависимости от состава от 1,5 до 10 % по объему). Причем взрывоопасен он в замкнутом пространстве, каковое в автомобиле отсутствует, если баллон устанавливается снаружи машины. Попадание такого количества газа в салон практически исключено. Кстати, бензиновые пары образуют взрывоопасные смеси при еще более низких концентрациях, а потому говорить о какой-то повышенной опасности ГБО необоснованно. Опять-таки из практики: с утечками газа из баллонов (дефекты сварных швов, свищи, коррозия) сталкиваться вообще не приходилось. При установке частенько текли места соединения баллона и мультиклапана, но это было связано с низким качеством сборки на заводе (Новогрудокский з-д, «Компрессор» С.-Пб). Устранялось элементарной протяжкой болтов крепления.
7.
Ресурс двигателя увеличивается при работе на газе.
Данное утверждение достаточно спорно, хотя и небезосновательно. Доказанными можно считать только следующие положения:
- При холодном пуске износ двигателя на газе действительно меньше. Дело в том, что бензин (как в карбюраторном, так и в инжекторном двигателях) попадает в цилиндр не полностью испарившимся, а в виде мельчайших капелек. Конденсируясь на холодных стенках цилиндра, бензин смывает защитную масляную пленку и некоторое время двигатель работает с недостатком смазки. Плюс к этому при старте холодное масло хоть ненамного, но гуще... При работе на газе такого нет. В цилиндр попадает только испарившийся газ, и никакого смыва масла с зеркала цилиндра не происходит.
- При работе двигателя на газе отсутствует детонация. Это связано с уже упомянутым высоким ОЧ сжиженных газов и более медленным сгоранием смеси в цилиндре.
8.
На "газовых" заправках сплошной недолив газа.
Данная проблема "имеет место быть". Но обсуждение этого вопроса было бы слишком долгим, и не место ему здесь, потому позвольте уйти от ответа от ответа.
9.
Низкое качество газа на заправках.
См. пункт 3. К этому следует добавить, что газ может содержать примеси (пыль) и конденсат (похож видом на автомобильное масло и зверски вонюч). Потому необходимо периодически прочищать фильтр, который отлавливает упомянутую пыль, и сливать конденсат - на любом редукторе есть специальная пробка для его слива. Посему можно считать, что вопрос надуман, и обращать на него внимания не стоит.
10.
На газе ездить гораздо дешевле, чем на бензине.
Наверное, самый интересный вопрос из всех. Доказывать сроки окупаемости не буду, однако следует заметить, что в последнее время стоимость газа на заправках тоже здорово подскочила. На МКАДе на заправках «Мосавтогаза» стоимость его сейчас 12 рублей за литр, потому разница в цене стала менее заметна. На трассе Москва-Питер цена еще 10-11 руб (на майских праздниках проверю – еду в Питер – и обязательно здесь отпишусь!).
Ну вот, наверное, и все, что пришло в голову и на скорую руку. Если вспомню еще чего – напишу. Буду рад, если кто-то дочитает сей пост до конца.
Удачи на дорогах!